100 рублей 1995 года У.Нобиле
Версия для печатиДата выпуска: 07.12.1995
Каталожный номер: 5217-0011
Номинал: 100 рублей
Качество: пруф
Металл, проба: золото 900/1000
Масса общая, г: 17,45 (±0,17)
Содержание химически чистого металла не менее, г: 15,55
Диаметр, мм: 30,00 (-0,25)
Толщина, мм: 1,70 (±0,20)
Тираж, шт.: 2500
Аверс:
в центре диска — эмблема Банка России (двуглавый орёл художника И. Билибина), в нижней части — обозначение металла, проба сплава, товарный знак монетного двора и содержание драгоценного металла в чистоте. По окружности надписи, обрамлённые кругом из точек: вверху — «100 РУБЛЕЙ 1995 г.», внизу — «БАНК РОССИИ».
Реверс:
в центре — ледокол «Красин», справа — на льдине — группа людей и палатка ниже — дата «1928 г.», по окружности надписи: вверху — «ИССЛЕДОВАНИЕ РУССКОЙ АРКТИКИ», внизу — «СПАСЕНИЕ ЭКСПЕДИЦИИ НОБИЛЕ».
Художник: А.В. Бакланов.
Скульптор: Л.С.Камшилов.
Чеканка: Санкт-Петербургский монетный двор (ЛМД)
Оформление гурта: 240 рифлений.
Арктика — северная полярная область Земли — издавна привлекала к себе внимание смелых мореплавателей и естествоиспытателей, изучавших её особенно интенсивно с конца XIX в. Важные океанологические наблюдения были сделаны экспедицией норвежских полярных исследователей Ф.Нансена на парусном судне «Фрам» (1893-1896 г.г.) и Р.Амундсена на судне «Мод» (1918-1920 г.г.). Последний также руководил в 1926 г. первым перелётом на дирижабле «Норвегия» через Северный полюс из Шпицбергена в Америку. Командиром дирижабля был итальянский инженер У.Нобиле. В 1928 г. У.Нобиле возглавил итальянскую экспедицию на Северный полюс на дирижабле «Италия», потерпевшем аварию. В спасении участников этой экспедиции участвовал российский ледокол «Красин». В 1933 г. на пароходе «Челюскин» (назван в честь русского полярного исследователя XVIII в. С.И.Челюскина) предпринята попытка проплыть по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток за одну навигацию, но в феврале 1934 г. пароход был раздавлен. льдами в Чукотском море и участники экспедиции были вывезены из района бедствия на самолётах. В 1937 г. в районе Северного полюса организована первая дрейфующая станция «Северный полюс-1, на которой работали И.Д.Папанин, Е.К.Фёдоров, П.П.Ширшов и Э.Т.Кренкель. Северный полюс штурмовали в 1937 г. и авиаторы. Лётчики В.П.Чкалов, Г.Ф.Байдуков и А.В.Беляков совершили трансарктический перелёт по маршруту Москва-Северный полюс-Ванкувер.