3 рубля 1995 года С.И.Челюскин
Версия для печатиДата выпуска: 07.12.1995
Каталожный номер: 5111-0030
Номинал: 3 рубля
Качество: пруф
Металл, проба: серебро 900/1000
Масса общая, г: 34,88 (±0,32)
Содержание химически чистого металла не менее, г: 31,10
Диаметр, мм: 39,00 (±0,30)
Толщина, мм: 3,30 (±0,35)
Тираж, шт.: 25000
Аверс:
в центре диска — эмблема Банка России (двуглавый орёл художника И. Билибина),в нижней части — обозначение металла, проба сплава, товарный знак монетного двора и содержание драгоценного металла в чистоте. По окружности надписи, обрамлённые кругом из точек: вверху — «3 РУБЛЯ 1995 г.», внизу — «БАНК РОССИИ».
Реверс:
слева вверху — портреты русских исследователей Арктики, участников Великой Северной экспедиции Малыгина, Овцына, Челюскина, Х. и Д. Лаптевых, справа в центре- деревянный поморский коч, слева от него — собачья упряжка с седоками, ниже — карта побережья Сибири, справа — даты в две строки «1733 — 1743 г.г.». По окружности надписи: вверху — «ИССЛЕДОВАНИЕ РУССКОЙ АРКТИКИ», внизу — «ВЕЛИКАЯ СЕВЕРНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ».
Художник: А.В. Бакланов.
Скульпторы: А.А. Долгополова, А.В.Бакланов.
Чеканка: Санкт-Петербургский монетный двор (ЛМД)
Оформление гурта: 300 рифлений
Арктика — северная полярная область Земли — издавна привлекала к себе внимание смелых мореплавателей и естествоиспытателей, изучавших её особенно интенсивно с конца XIX в. Важные океанологические наблюдения были сделаны экспедицией норвежских полярных исследователей Ф.Нансена на парусном судне «Фрам» (1893-1896 г.г.) и Р.Амундсена на судне «Мод» (1918-1920 г.г.). Последний также руководил в 1926 г. первым перелётом на дирижабле «Норвегия» через Северный полюс из Шпицбергена в Америку. Командиром дирижабля был итальянский инженер У.Нобиле. В 1928 г. У.Нобиле возглавил итальянскую экспедицию на Северный полюс на дирижабле «Италия», потерпевшем аварию. В спасении участников этой экспедиции участвовал российский ледокол «Красин». В 1933 г. на пароходе «Челюскин» (назван в честь русского полярного исследователя XVIII в. С.И.Челюскина) предпринята попытка проплыть по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток за одну навигацию, но в феврале 1934 г. пароход был раздавлен льдами в Чукотском море и участники экспедиции были вывезены из района бедствия на самолётах. В 1937 г. в районе Северного полюса организована первая дрейфующая станция «Северный полюс-1, на которой работали И.Д. Папанин, Е.К.Фёдоров, П.П.Ширшов и Э.Т.Кренкель. Северный полюс штурмовали в 1937 г. и авиаторы. Лётчики В.П.Чкалов, Г.Ф.Байдуков и А.В.Беляков совершили трансарктический перелёт по маршруту Москва-Северный полюс-Ванкувер.